Дополнительные материалы к лекциям школы
Бренд и брендинг
Эволюция понятия «бренд»
Чтобы разобраться с тем, что такое бренд сегодня, стоит обратиться к истории. Рассмотрим эпохи развития маркетинга с точки зрения Филипа Котлера.
Эпоха товароцентризма

В индустриальную эпоху (к. XIX – н. XX века) качество товара определялось только промышленным оборудованием. Покупателю предлагалась стандартная продукция, которую можно было выпустить массовым тиражом, о нуждах людей никто не задумывался, вернее считалось, что всем нужно одно и тоже. Иллюстрацией подхода может служить легендарное высказывание Генри Форда: «Каждый покупатель может заказать у нас автомобиль любого цвета, при условии что этот цвет черный».

Ранние попытки защитить продукцию с помощью маркировки предприняли европейские производители фарфоровых изделий в середине XVIII столетия. Показательно, что маркировка возникла не только для защиты от подделок из-за большого спроса на фарфор («фарфоровая лихорадка»), но и для борьбы с конкурентами и дистанцирования от оригинальных китайских изделий.

С 1870 года новый актив под названием торговая марка становится возможным зарегистрировать и защитить патентом. Некоторые марки того времени существуют до сих пор и представляют определенную ценность для покупателя, например, супы Кэмбэлс и сухие завтраки Кэллогс.
Эпоха клиентоцентризма (customer-centric era)

С появлением информационных технологий люди получили возможность сравнивать предложения и выбирать оптимальное по качеству. Ключевой концепций продаж стала дифференциация продуктов. Производители стали обращаться к неудовлетворенным нуждам и желаниям потребителей, зачастую намеренно формируя их.

Появилось понятие моды, когда потребителю навязывали очередное обновление продукта, хотя старое еще хорошо выполняло свою роль. Таким образом производители могли конкурировать, опережая друг друга в выпуске «модного» продукта. Это позволяло и позволяет управлять поведением покупателя, прогнозировать уровень потребления и объемы производства.

В дизайн-среде мода — самый эффективный инструмент продаж. Дизайнерские ресурсы выглядят чаще, как выставка трендов, нежели примеры эффективного дизайна.

С середины XX века в обилии появляется разнообразие массовых коммуникаций, и это позволяет гарантировать покупателю не столько качество продукта, сколько эмоции, которые он может ассоциировать с этим продуктом. Активнее всего эта тенденция проявляется в рекламе — в основном канале донесения информации о продукте до потребителя. Учеником Фрейда создается понятие PR. Возникает понятие УТП (уникального торгового предложения) — выявление преимущества товара перед конкурентами. Иногда эти преимущества выдуманы (ложное УТП), за что реклама и маркетинг конца XX века могли восприниматься, как обман покупателей.

Хорошая иллюстрация эпохи — компания Кэтберри, которая еще в середине 20-го века начала обещать удовольствие, а не просто шоколад, что успешно делает и по сей день.
Изначально рекламная стратегия, выбранная Кетберри, была проекционного типа и основывалась на эмоциональном вовлечении зрителя. Вместо рациональных преимуществ, реклама обещала удовольствие, связанное с шоколадом. Кетберри настолько долго придерживается выбранной стратегии, что заняла конкретную позицию «шоколад для удовольствия». Для сравнения, Сникерс позиционируется, как «шоколад для утоления голода». Сейчас можно говорить о том, что оба производителя придерживаются стратегии позиционирования, занимая внутри продуктовой категории «шоколадные батончики» собственные позиции.
Позиционирование — это создание утверждения, объясняющего, почему следует приобретать и использовать товар производителя.
— Филип Котлер
Позиция — это цель, к которой мы идем через позиционирование себя, чтобы занять определенное место на рынке относительно конкурентов.
— Джек Траут и Эл Райс
Эпоха человекоцентризма (human-centric era)

Нынешняя эпоха характеризуется заменой прямого изолированного контакта «бренд — потребитель» на «сотрудничество многих со многими». Люди перестают молча пользоваться навязанным продуктом, а становятся частью процесса его производства: по своему желанию участвуя в его создании и распространении информации. Инструменты брендинга приходят на помощь даже в этом, позволяя сформировать однозначное сообщение, которое люди могут легко повторить, рассказывая о продукте.

Сейчас не производитель решает как достать покупателя, а люди решают, как и когда им удобно получать информацию. Мы живем в эпоху мультиканальности. Способов получить информацию становится все больше, и производителю сложнее управлять единообразием сообщений. Кроме этого, люди получили возможность делиться информацией о продуктах со своих трибун: в социальных сетях типа Фейсбука. Эти каналы производители не способны контролировать вовсе. Если во время просмотра телесериала еще возможно вставлять рекламу, то в свой личный канал в социальной сети человек впустит только тот бренд, которому доверяет.

Вербальная и визуальная айдентика должны работать сообща и создавать цельный образ бренда. Дальше дело за качеством самого продукта. Если ожидания потребителя оправданы, то производителю и не придется контролировать информацию, которой люди делятся друг с другом, особенно, если позиция бренда однозначная и ее легко транслировать.
Технологии брендинга меняются в нынешнюю эпоху. Вместо логотипа и рекламного сообщения на первый план выходит опыт взаимодействия человека с окружающим миром (user experience). Это понятие шире, чем поведение на сайте или опыт взаимодействия с мобильным приложением. Речь о взаимодействии человека с окружающим миром, людьми и продуктами. Инструменты анализа поведения человека во время покупки и потребления продукта помогают выяснить, как человек получает опыт, чтобы затем предложить возможность более качественно взаимодействовать с миром и получить больший комфорт благодаря конкретному бренду.

Быстрее добиваются успеха бренды которые предоставляют технологическую платформу для получения подобного нового опыта. К примеру, Убер, который за последние годы достиг большей капитализации, чем бренды со столетней историей, только лишь потому, что вошел в новую эпоху человекоцентризма и дал людям возможность, в которой они нуждались.

Многие рынки находятся в стадии перехода от эпохи клиентоцентризма к человекоцентризму, а некоторые изначально родились в эпоху человекоцентризма. Сейчас производитель способен управлять только качеством своей продукции и сообщением об этом качестве.
1.3
— Нам нужно забрендировать флешку
Многие рынки находятся в стадии перехода от эпохи клиентоцентризма к человекоцентризму, а некоторые изначально родились в эпоху человекоцентризма. Сейчас производитель способен управлять только качеством своей продукции и сообщением об этом качестве.
Бренд — это обещание производителя потребителю.
Важно различать понятия бренд и брендинг. У человека, который впервые сталкивается с коммуникациями торговой марки, возникает ожидание — первый образ продукта на основе обещания производителя. После покупки и использования, человек уточняет образ в голове, окончательно формируя отношение к продукту. Так образ продукта постепенно может стать брендом.

Часто у нас есть однозначное отношение к продукту, как бренду, хотя мы его не пробовали. К примеру, не каждый водит Мерседес, но все называют его брендом. Это результат работы общественного мнения и грамотного брендинга производителя.
Брендинг — услуга вербального, визуального и кинестического формулирования обещания. Чаще всего при помощи создания образа продукта.
— Хороший продукт сам себя продаст!
На рынке с большой конкуренцией вложение в образ продукта или компании гораздо важнее, чем вложение в сам продукт, по всем стратегическим направлениям деятельности компании.


Производственная специализация


Бренд развязывает руки производителю и избавляет от необходимости переориентировать коммуникации каждый раз, когда меняется тип продукции. Завтра компания Apple может выпустить новый товар и ей не придется переделывать разом все коммуникации, потому что они прежде всего продвигают бренд, а уже потом товары. Современная конкуренция происходит на уровне образа, а не продукта.
Целевые рынки

Управляя брендом, легче выводить товар на новых товарных или сервисных рынках. Если Apple объявит утром о выпуске автомобиля, то уже вечером у компании будут предзаказы от аудитории, которая разделяет ценности бренда.

Существующих продуктов уже много больше человеческих потребностей. Новые продукты создаются не для конкуренции со старыми, а для более эффективного решения старых задач. Новый продукт старается стать человеку полезнее старых. Получив удобное решение одних проблем, потребитель вправе ожидать такой же подход от бренда в решении других.
Бренд — это торговая марка, у которой есть обещание.
Сильный бренд — марка, которая выполняет обещания
— Identica.co.uk
Продажи

Традиционная роль бренда, о которой вы чаще всего слышите — повышение добавленной стоимости продукта или компании.

Изначально компания Борк наносила свой логотип на товары других производителей и продавала их дороже, чем вы могли бы купить его с другим названием и логотипом. Сейчас ситуация изменилась, Борк сама производит продукцию, но сформировать свой нынешний образ и доверие к нему компания смогла за счет выбора стратегии вложения в качества бренда, за которые мы любим технику Борк. Создав доверие к бренду, его можно монетизировать и тиражировать на любой продукт бренда.
Хороший бренд — единственное, что может обеспечить доходы выше средних в течение длительного времени
— Филип Котлер
— Я продаю телефоны. Зачем мне бренд?
Быстрый чек-лист для небольшого бизнеса, чтобы понять, нужен ли вам брендинг.
Вы общаетесь с покупателями разными способами: сайт, соцсети, прилавок, реклама, продавцы, курьеры. Вам необходимо транслировать одинаковое обещание через все каналы, чтобы потребитель узнавал вас.
Покупатели рекомендуют ваш продукт. Им нужно помочь представить вас в выгодном свете: быстро и понятно.
У вас есть или появятся конкуренты. Их обещаниям нужно противопоставить ваше.
Инструменты брендинга подходят в случае создания нового продукта или новой пользы на основе привычного продукта там, где конкуренты еще не создали ее. Брендинг необходим и в случае, когда бизнес существовал стихийно, и возник определенный имидж, которым стало сложно управлять, потому отсутствует единый язык передачи сообщения через разные каналы коммуникации.
— Мы эксперты в продуктовом брендинге
Часто разделяют брендинг на разные виды, хотя инструменты брендинга одинаковы, будь вы малый, средний или большой бизнес. Отличие только в количестве аудиторий, продуктов и рынков, которые вы охватываете.
Продуктовый
Корпоративный
Территориальный
Персональный
Продуктовый брендинг

Создание образа продукта для конечного потребителя. Часто применяется для товаров FMCG (fast moving consumer goods — быстро оборачиваемые потребительские товары) или для рынка b2c (business to customer). Коммуникации бренда направлены на одну целевую аудиторию, либо на массовый рынок из-за сложности выявления ядра, хотя подобные товары-для-всех постепенно замещаются продуктами с более сфокусированным предложением для аудитории, сегментированной по образу жизни или потребления.

Особенность продуктового брендинга в изначально ограниченном числе каналов коммуникаций. Это может вредить переносу элементов айдентики в другие каналы. К примеру, из логотипа упаковки сложно сделать небольшой аватар для соцсетей, из элементов дизайна упаковки не сделать стиль оформления публикаций в блоге компании, а из концепции упаковки не родить рекламные идеи.

Понимая эту особенность продуктового брендинга, грамотные бренд-дизайнеры изначально проектируют универсальный визуальный язык, а затем адаптируют его под нужды разных каналов коммуникаций. Динамичная айдентика появилась, как один из инструментов решения таких задач.
Корпоративный брендинг

В процессе брендинга возможно создать инструменты общения не только с покупателями, но и с партнерами и сотрудниками компании. Этот вид брендинга называют корпоративным. Понятие часто используют в применении к задачам b2b рынках (business to business). Хотя корпоративный отличается от продуктового большим числом аудторий, заинтересованных в продукте компании.

Если изначально проектировать универсальный язык общения бренда, то разделение на «продуктовый» и «корпоративный» брендинг не имеет смысла. Грамотный брендинг позволяет переключаться между каналами и аудиториями без потери смысла и узнавания.
Территориальный брендинг

Это услуга формирования образа территории, города, округа или страны, в целом. Инструменты брендинга применяются в самой сложной ситуации, когда необходимо общаться с десятком аудиторий: жители, которые хотят уехать, туристы, которые хотят приехать, застройщики, которые хотят все поменять, пенсионеры, которые не готовы к переменам, чиновники, которые хотят удовлетворить жителей и соблюсти интересы более крупной территории, в состав которой входит объект брендинга.
1.4
Этапы брендинга
Каждая лекция учебных курсов Айдентика своими руками и Нейминг своими руками посвящена какому-либо из этапов. Вы сможете шаг за шагом изучить методику проектирования образа, провести исследования, создать платформу бренда, название и концепцию визуальной айдентики, выполняя домашние задания и обсуждая их с преподавателем.
Бриф
Описание ситуации с точки зрения компании на языке бизнес-целей. Где мы находимся? Куда хотим прийти? В чем измеряется результат? Сложившееся и желаемое мнение о продукте? С кем и каким словами нас сравнивает потребитель?

Вопросы брифа могут быть разными, но их назначение одно — выяснить что продаем, кому и чем отличаемся. Простые вопросы, но зачастую эти три части паззла не складываются, особенно, когда у компании несколько владельцев с разным стратегическим видением. Для объективной оценки ситуации на рынке и точного понимания нужд аудитории необходим следующий этап.
Исследование
Объективная оценка окружения и аудитории бренда: образ компании изнутри и снаружи, анализ коммуникаций и позиций конкурентов, выявление точек контакта, ядра и поведенческих мотивов аудитории. Результаты исследований становятся предпосылками для создания критериев разработки вербальной и визуальной айдентики.
Стратегическая платформа бренда
Характеристики бренда — преимущества продукта, польза для потребителя, характер, суть и сообщение бренда. Это критерии для создания и проверки качества вербального и визуального языка общения бренда с аудиторией. Результат этапа — брендбук.
Коммуникационная платформа бренда
Цели и правила создания вербальных рекламных сообщений.
Метафора бренда
Сравнение сути бренда, преимущества или пользы продукта с чем-то однозначно понятным для аудитории. Метафора — это мостик между описанием характеристик бренда и айдентикой, возможность быстро и интересно сообщить о сложном и обычном. Дает ответ на вопрос дизайнера «что» именно рисовать.
Вербальная айдентика
Это характер, тональность и словарь языка, на котором копирайтер будет описывать компанию и продукт. Инструменты — нейминг, слоган, дескриптор, джингл, скрипты продаж. Результат этапа — руководство копирайтера.
Визуальные референсы
Спецификация проекта в виде примеров готовых решений похожей задачи. Дают ответ на вопрос дизайнера «что» именно рисовать (семантика образа) и «как» (характер шрифта, палитры, композиции).
Визуальная айдентика
Инструменты — логотип, стилеобразующие элементы, шрифтовая пара, цветовая палитра и пропорции оттенков, принципы и примеры оформления коммуникаций. Результат этапа — руководство дизайнера (гайдбук).
Сергей Мосякин
Куратор Высшей Школы Брендинга, основатель школы Орфографика
Материалы по теме