Блог Орфографики

Лестница абстрагирования идеи

Когда придумываешь визуальную или смысловую идею для коммуникации, всегда стараешься балансировать между конкретностью и абстракцией. С одной стороны, идея должна иметь потенциал для дальнейшего развития и адаптации под разные форматы. С другой, в каждом формате должны быть конкретные элементы, по которым аудитория узнает бренд.

Процесс поиска идеи можно сравнить с первыми попытками Доктора Стрэндж создать портал и удерживать его достаточное время на весу в нужной форме. Работающая идея — как портал. Мало ее создать, надо еще удерживать какое-то время открытой, чтобы доставать оттуда решения.

Каждый креативный специалист использует потенциал креативной идеи для разных целей.

Дизайнеры айдентики используют портал-идею, чтобы нырять в него за визуальными решениями, которые будут узнаваться аудиторией как коммуникации одного бренда: логотип, графика, оформление коммуникаций. Портал должен быть не сильно широким, чтобы дизайнер не тащил из него все подряд до тех пор, пока визуальный стиль бренда не развалится. Но и не сильно узким, чтобы бренд не копировал один и тот же прием во всех коммуникациях и не наскучил зрителю.

Одно из решений такой задачи — визуальная метафора. Коммуникации бренда, начиная от логотипа и заканчивая оформлением интерьера, можно объединить не только графическим стилем, но и единой метафорой.

В этой публикации я использовал две метафоры: портал и лестница. На курсе «Айдентика своими руками» можно научиться подбирать метафору для логотипа и визуального языка бренда.
Креаторы выбирают такой уровень абстракции идеи, чтобы ее можно было адаптировать на разные форматы: сценарии, посадочная страница, баннеры, интерьер, мероприятие. Желательно развивать рекламную идею как можно дольше, чтобы не наскучить аудитории, когда она будет сталкиваться с коммуникацией вновь и вновь.Для примера, попробуем выделить идею рекламной кампании Яндекс.Станции.Идею можно было бы описать конкретно: «помощь в бытовых делах для семьи с одним ребенком и собакой». Но с такой идеей сценарист создаст десяток решений и выдохнется. Дизайнер будет вынужден вписать ребенка и собаку в каждый баннер и посадочную страницу. Их же придется приглашать на каждую публичную презентацию колонки.
Идею можно было бы описать более абстрактно: «помощь в делах». Но тогда появятся ролики про то, как Алиса отгоняет комаров в походе, спасает природу от загрязнения и предупреждает Третью Мировую. Эй, мы все еще про Яндекс говорим?
Разложим варианты формулировки идеи на несколько ступеней от абстрактного до конкретного. Идею рекламной кампании Яндекс.Станции я бы назвал «Помощь в бытовых делах».

С такой идеей у креативных специалистов остается достаточно свободы при создании узнаваемых коммуникаций на разные случаи. На посадочной странице Станции есть сценарии персонального и семейного использования. На странице Умный дом сохранена идея того, что Станция помогает в бытовых делах, но вообще нет иллюстраций людей. В коротких закупочных видео на 15 сек персонаж может быть один без семьи. Зато в длинных рекламных роликах мы успеваем познакомиться со всей семьей, шутками Алисы и пользой Станции в бытовых делах.

<!--iframe src="https://www.youtube.com/embed/veNMk6t1nrc" frameborder="0" allowfullscreen="" class="redactor-keep-figure">
<!--/iframe-->

Как пользоваться лестницей абстрагирования. Если первые идеи абстрактные и приходят сверху, то добавляйте конкретику и спускайтесь ниже.

Идею можно конкретизировать, если она будет давать ответ на инсайт аудитории — предлагать решить конкретный жизненный конфликт. Его можно выяснить, наблюдая за потребителем, либо во время интервью с ним. На курсе «Рекламная концепция своими руками» целая глава посвящена методам поиска и усиления инсайта
С другой стороны, если вы первым делом придумали конкретный сюжет или механику реализации кампании, то избавляйтесь от несущественных деталей, чтобы перейти на более высокие ступени и найти более емкую идею.Не важно, сверху или снизу лестницы вы начинаете поиск идеи. Ваша цель — прийти к гибкой идее, которую можно адаптировать продолжительное время в разных форматах и каналах.